Магия Инфо
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Последние темы
» Недельный Мастер-Класс "Работа на кладбище"
Зачем на Руси перепекали детей EmptyВчера в 12:24 автор Ядвига

» На семилетнюю удачу (кладбищенская магия)
Зачем на Руси перепекали детей EmptyВчера в 11:48 автор Ядвига

» МК "Создание свечи для почитания Предков, прошедших ВОВ"
Зачем на Руси перепекали детей EmptyПн 13 Май 2024, 11:44 автор Relena

» Поздравляем с Днём Победы!!!
Зачем на Руси перепекали детей EmptyЧт 09 Май 2024, 21:38 автор Ядвига

» Женский талисман со «Звездой Лады» на Счастливую Женскую Долю
Зачем на Руси перепекали детей EmptyСб 04 Май 2024, 11:07 автор Ядвига

» Талисман для привлечения внимания мужчин «Феромоны»
Зачем на Руси перепекали детей EmptyСб 04 Май 2024, 10:53 автор Ядвига

» 1-го мая - День Богини Живы
Зачем на Руси перепекали детей EmptyСр 01 Май 2024, 10:33 автор Ядвига

» Расклад Какой ты мастер?
Зачем на Руси перепекали детей EmptyПт 19 Апр 2024, 17:18 автор Анаэлька

» Расклад Щит (диагностика защит)
Зачем на Руси перепекали детей EmptyПт 19 Апр 2024, 17:12 автор Анаэлька

» Расклад Я и таро
Зачем на Руси перепекали детей EmptyПт 19 Апр 2024, 17:07 автор Анаэлька

» Расклад Мой магический потенциал
Зачем на Руси перепекали детей EmptyПт 19 Апр 2024, 17:03 автор Анаэлька

» Расклад Сейф
Зачем на Руси перепекали детей EmptyПт 19 Апр 2024, 16:57 автор Анаэлька

» Расклад для практиков
Зачем на Руси перепекали детей EmptyПт 19 Апр 2024, 16:45 автор Анаэлька

» Расклад Я таролог
Зачем на Руси перепекали детей EmptyПт 19 Апр 2024, 16:40 автор Анаэлька

» Расклад Мой тотем
Зачем на Руси перепекали детей EmptyПт 19 Апр 2024, 16:31 автор Анаэлька

» Магическая практика на Местах Силы
Зачем на Руси перепекали детей EmptyЧт 18 Апр 2024, 11:47 автор Ядвига

» Расклад Ведьмины дела
Зачем на Руси перепекали детей EmptyСр 17 Апр 2024, 23:37 автор Анаэлька

» Расклад Ведьмины часы
Зачем на Руси перепекали детей EmptyСр 17 Апр 2024, 23:29 автор Анаэлька

» Расклад Магический потенциал
Зачем на Руси перепекали детей EmptyСр 17 Апр 2024, 23:13 автор Анаэлька

» Расклад Защита
Зачем на Руси перепекали детей EmptyСр 17 Апр 2024, 23:05 автор Анаэлька

» Расклад Я - таролог (поиск себя в профессии)
Зачем на Руси перепекали детей EmptyСр 17 Апр 2024, 23:00 автор Анаэлька

» Расклад Фиалковый Рассвет
Зачем на Руси перепекали детей EmptyСр 17 Апр 2024, 22:30 автор Анаэлька

» Расклад Чакровый
Зачем на Руси перепекали детей EmptyСр 17 Апр 2024, 22:25 автор Анаэлька

» Расклад Мои Таро-Демоны
Зачем на Руси перепекали детей EmptyСр 17 Апр 2024, 22:19 автор Анаэлька

» Расклад Есть ли у Вас Дух - помощник?
Зачем на Руси перепекали детей EmptyВт 16 Апр 2024, 16:14 автор Анаэлька

» Расклад Логик YS Интуит
Зачем на Руси перепекали детей EmptyВт 16 Апр 2024, 16:01 автор Анаэлька

» Расклад Источник Силы
Зачем на Руси перепекали детей EmptyВт 16 Апр 2024, 15:41 автор Анаэлька

» Кот и шапка с секретом
Зачем на Руси перепекали детей EmptyВс 14 Апр 2024, 20:46 автор Ядвига

» Расклад Хочу купить жилье
Зачем на Руси перепекали детей EmptyВс 14 Апр 2024, 11:56 автор Анаэлька

» Расклад Я таролог - 2
Зачем на Руси перепекали детей EmptyВс 14 Апр 2024, 11:51 автор Анаэлька

Гадание онлайн
Зачем на Руси перепекали детей Logo?45
Загрузить картинку

https://ru.imgbb.com/

Зачем на Руси перепекали детей

Перейти вниз

Сообщение автор Сергий Пт 16 Дек 2016, 14:53

Помните злую Бабу-Ягу, которая сажала Иванушку на лопату и отправляла в печь? На самом деле – это отголосок старинного обряда «перепекания ребенка», который, несмотря на свою древность, был очень живуч и в иных местах сохранялся вплоть до XX века, а то и дольше...
Помимо записей этнографов и историков, сохранились и литературные упоминания об этом действе, которое было весьма распространено у наших предков. Например, ему подвергался в детстве Гаврила Романович Державин, по свидетельству В.Ходасевича, оставившего нам жизнеописание классика. Правда, процедурные подробности там не указываются.
Итак, «перепекание ребенка» – древний обряд. В одних местах к нему прибегали в случае рождения недоношенного, хилого младенца, при наличии рахита («собачьей старости»), атрофии и прочих недугов. В других – отправляли в печь всех подряд новорожденных. ЗАЧЕМ? — Вот об этом и поговорим.
Считалось, что если ребенок появился на свет раньше времени, если он слаб или болен, то это значит, что «не дозрел» в материнском чреве. А раз так, то нужно довести его до «нужной кондиции» с тем, чтобы он не только выжил, но и обрел необходимые жизненные силы.
Печь в традиции древних славян представляла собой своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного, равно как и место общения с предками. Поэтому к ее помощи обращались, чтобы спасти недужное дитя.
При этом уподобляли рождение ребенка выпечке хлеба, а потому в классическом варианте «перепекания» младенца предварительно обмазывали ржаным (и только ржаным) тестом, оставляя свободными от него только рот и ноздри. Тесто, к слову сказать, тоже было не простое, а на воде, принесенной на рассвете из трех колодцев, желательно – бабкой-знахаркой.
Обмазанное тестом дитятко укладывали на хлебную лопату, привязывали к ней и трижды отправляли на короткое время в теплую (не горячую!) печь, в которой нет огня. В одних местах это поручалось бабушке-повитухе, в других – самой матери, в третьих – самой старой женщине в селении.
Никогда перепекание не проводилось в одиночку и всегда сопровождалось особыми речами. Но если бабушке-повитухе (при которой состояла помощница, чтобы снять ребенка с лопаты), достаточно было побормотать что-нибудь вроде: «Припекись, припекись, собачья старость», то в других случаях предполагался обязательный диалог участниц процесса.
Смысл его заключался не только в произносимых словах-иносказаниях, но и поддерживал ритм, в котором надо было отправлять и возвращать из печи ребенка, чтобы он не задохнулся. Например, если по ритуалу полагалось действовать лопатой матери, то у дверей могла стоять свекровь.
Входя в дом, она спрашивала: «Что ты делаешь»? Невестка отвечала: «Хлеб пеку» — и с этими словами двигала лопату в печь. Свекровь говорила: «Ну, пеки, пеки, да не перепеки» и выходила за дверь, а родительница доставала лопату из печи.
Аналогичный диалог мог происходить с женщиной, которая, трижды обойдя избу по ходу солнца, вставала под окно и проводила ту же беседу. Кстати, иногда под окном вставала мать, а у печки орудовала знахарка.
Существует детальное описание обряда «запекания» ребенка от сухотки, сделанное одним из дореволюционных бытописателей, которое завершается «продажей» ребенка, причем знахарка забирает его на ночь, а затем возвращает матери.
«В глухую полночь, когда печь простынет, одна из баб остается с ребенком в избе, а знахарка выходит во двор. Окно в хате должно быть открыто, а в комнате темно. – Кто у тебя, кума, в избе? спрашивает со двора знахарка – Я, кума – (называет себя по имени) – Более никого? продолжает спрашивать первая – Не одна, кумушка, ох не одна; а прицепилась ко мне горе-горькое, сухотка поганая – Так ты ее, кума, выкинь ко мне! советует знахарка – Рада бы бросить да не могу, слышится из избы – Да почему? – Если выкину ее поганую, то и дите-чадо придется выкинуть: она у нем сидит – Да ты его, дите-то, запеки в печь, она и выйдет из него, слышится совет кумы».
После этого ребенка кладут на лопату для выпечки хлеба и помещают в печь. Знахарка, бывшая во дворе, обегает вокруг дома и, заглянув в окно, спрашивает: « – А что ты, кума, делаешь? – Сухотку запекаю <…> – А ты, кума, смотри, не запекла бы и Ваньку – А что же? – отвечает баба, – и Ваньку не пожалею, лишь бы ее, лиходейку, изжить. – Ее запекай, а Ваньку мне продай».
Затем знахарка передает в окно три копейки, а мать из хаты подает ей на лопате дитя. Это повторяется трижды, знахарка, обежав хату и каждый раз через окно возвращая ребенка матери, ссылается на то, что он «тяжеловат». «Ничего здорова, донесешь» – отвечает та и снова передает на лопате дитя. После этого знахарка уносит ребенка домой, где он и ночует, а утром возвращает его матери.
Этот древнейший обряд был широко распространен у многих народов Восточной Европы, как славянских, так и неславянских, бытовал у народов Поволжья – мордвы, чувашей. Сажание в печь ребёнка, как средство народной медицины, широко использовали многие европейские народы: поляки, словаки, румыны, венгры, литовцы, немцы.
Дореволюционный этнограф и краевед В.К. Магницкий в своей работе «Материалы к объяснению старой чувашской веры» пишет: «Вот как, например, лечили они детское худосочие. Больного ребенка клали на лопату, покрытую слоем теста, а затем закрывали его сверху тестом, оставляя лишь отверстие для рта. После этого знахарь три раза просовывал ребёнка в печь поверх горящих углей». Затем, со­гласно исследованию другого этнографа П.В. Денисова, ребенка «сбрасывали с лопаты сквозь хомут к порогу, где собака съедала покрывавшее ребёнка тесто». Во время всей этой процедуры читала ряд наговоров.
Вариантов обряда перепекания было много. Иногда ребенка обмазывали тестом, лопату с ним проносили над тлеющими углями или сажали в остывшую печь. Но было у всех и общее: обязательно на хлебной лопате и в печь, как символ огня. Возможно, в этой языческой процедуре следует видеть отголоски одного из древнейших обрядов – очищение огнем.
А вообще, эта похоже на некую закалку (горячо-холодно), которая мобилизует организм на борьбу с болезнью. Согласно свидетельству старожилов, к методу «перепекания» прибегали в очень крайних случаях, после этого младенец должен был или умереть, или выздороветь.
Случалось, что ребёнок умирал, когда его еще не успевали отвязать от лопаты. При этом свекровь на плач снохи говорила: «Знать, ему не жить, а кабы перенес, так стал бы, знаешь какой крепкий после этого»…
Следует отметить, что обряд «перепекания» возродился в советское время. По воспоминаниям жителя села Ольховки В.И. Валеева (1928 г.р.), «перепекали» и его младшего брата Николая. Произошло это летом 1942 года. Брат его был не только худосочен, но к тому же криклив и капризен. Врачей в селе не было.
Собравшийся «консилиум» из бабушек поставил диагноз: «На нем – сушец». Назначен был единодушно и курс лечения: «Перепекать». По словам Валеева, его мать посадила брата (ему шел шестой месяц) на широкую деревянную лопату и несколько раз «сажала» Николая в печь. Правда, печь уже основательно остыла. А в это время свекровь бегала кругом избы, заглядывала в окна, стучала в них и несколько раз спрашивала: «Баба, баба, что печешь?». На что сноха неизменно отвечала: «Сушец пеку».
По мнению Владимира Ионовича, его брата лечили от худосочия. До сих пор Николай здравствует, чувствует себя прекрасно, ему более 60 лет.
ЗАЧЕМ ЖЕ ВСПОМИНАТЬ «СТАРИНУ СЕДУЮ»? А помните, как в сказке гуси-лебеди прекратили погоню за детьми только после того, как те забрались в печку? Печка может быть условной… Ведь сам процесс перепекания был не только медицинской процедурой, но и в не меньшей степени – символической.
Таким образом, помещение ребенка в печь, помимо сжигания болез­ни, могло символизировать одновременно:
– повторное «выпекание» ребенка, уподобленного хлебу, в печи, являющейся обычным местом выпечки хлеба и одновременно символизирующей женское чрево;
– символическое «допекание» ребенка, «не долеченного» в материнской утробе;
– временное возвращение ребенка в материнское чрево, символизируе­мое печью, и его второе рождение;
– временную смерть ребенка, его пребывание в ином мире, символизи­руемом печью, и возвращение в этот мир.
...Вот так, добропорядочную знахарку Бабу-Ягу сказочники превратили в кровожадную злодейку, пекущую в печи детишек...
Автор: Валентина Пономарева
(по материалам этнографических экспедиций)
avatar
Сергий
 
 

Сообщения : 10814
Нравится : 1
Дата регистрации : 2016-08-17

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения