Магия Инфо
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Последние темы
» МК "Создание свечи для почитания Предков, прошедших ВОВ"
Кикимора, шишимора - в славянской мифологии - злой дух EmptyВчера в 13:09 автор Relena

» Поздравляем с Днём Победы!!!
Кикимора, шишимора - в славянской мифологии - злой дух EmptyЧт 09 Май 2024, 21:38 автор Ядвига

» Женский талисман со «Звездой Лады» на Счастливую Женскую Долю
Кикимора, шишимора - в славянской мифологии - злой дух EmptyСб 04 Май 2024, 11:07 автор Ядвига

» Талисман для привлечения внимания мужчин «Феромоны»
Кикимора, шишимора - в славянской мифологии - злой дух EmptyСб 04 Май 2024, 10:53 автор Ядвига

» 1-го мая - День Богини Живы
Кикимора, шишимора - в славянской мифологии - злой дух EmptyСр 01 Май 2024, 10:33 автор Ядвига

» Расклад Какой ты мастер?
Кикимора, шишимора - в славянской мифологии - злой дух EmptyПт 19 Апр 2024, 17:18 автор Анаэлька

» Расклад Щит (диагностика защит)
Кикимора, шишимора - в славянской мифологии - злой дух EmptyПт 19 Апр 2024, 17:12 автор Анаэлька

» Расклад Я и таро
Кикимора, шишимора - в славянской мифологии - злой дух EmptyПт 19 Апр 2024, 17:07 автор Анаэлька

» Расклад Мой магический потенциал
Кикимора, шишимора - в славянской мифологии - злой дух EmptyПт 19 Апр 2024, 17:03 автор Анаэлька

» Расклад Сейф
Кикимора, шишимора - в славянской мифологии - злой дух EmptyПт 19 Апр 2024, 16:57 автор Анаэлька

» Расклад для практиков
Кикимора, шишимора - в славянской мифологии - злой дух EmptyПт 19 Апр 2024, 16:45 автор Анаэлька

» Расклад Я таролог
Кикимора, шишимора - в славянской мифологии - злой дух EmptyПт 19 Апр 2024, 16:40 автор Анаэлька

» Расклад Мой тотем
Кикимора, шишимора - в славянской мифологии - злой дух EmptyПт 19 Апр 2024, 16:31 автор Анаэлька

» Магическая практика на Местах Силы
Кикимора, шишимора - в славянской мифологии - злой дух EmptyЧт 18 Апр 2024, 11:47 автор Ядвига

» Расклад Ведьмины дела
Кикимора, шишимора - в славянской мифологии - злой дух EmptyСр 17 Апр 2024, 23:37 автор Анаэлька

» Расклад Ведьмины часы
Кикимора, шишимора - в славянской мифологии - злой дух EmptyСр 17 Апр 2024, 23:29 автор Анаэлька

» Расклад Магический потенциал
Кикимора, шишимора - в славянской мифологии - злой дух EmptyСр 17 Апр 2024, 23:13 автор Анаэлька

» Расклад Защита
Кикимора, шишимора - в славянской мифологии - злой дух EmptyСр 17 Апр 2024, 23:05 автор Анаэлька

» Расклад Я - таролог (поиск себя в профессии)
Кикимора, шишимора - в славянской мифологии - злой дух EmptyСр 17 Апр 2024, 23:00 автор Анаэлька

» Расклад Фиалковый Рассвет
Кикимора, шишимора - в славянской мифологии - злой дух EmptyСр 17 Апр 2024, 22:30 автор Анаэлька

» Расклад Чакровый
Кикимора, шишимора - в славянской мифологии - злой дух EmptyСр 17 Апр 2024, 22:25 автор Анаэлька

» Расклад Мои Таро-Демоны
Кикимора, шишимора - в славянской мифологии - злой дух EmptyСр 17 Апр 2024, 22:19 автор Анаэлька

» Расклад Есть ли у Вас Дух - помощник?
Кикимора, шишимора - в славянской мифологии - злой дух EmptyВт 16 Апр 2024, 16:14 автор Анаэлька

» Расклад Логик YS Интуит
Кикимора, шишимора - в славянской мифологии - злой дух EmptyВт 16 Апр 2024, 16:01 автор Анаэлька

» Расклад Источник Силы
Кикимора, шишимора - в славянской мифологии - злой дух EmptyВт 16 Апр 2024, 15:41 автор Анаэлька

» Кот и шапка с секретом
Кикимора, шишимора - в славянской мифологии - злой дух EmptyВс 14 Апр 2024, 20:46 автор Ядвига

» Расклад Хочу купить жилье
Кикимора, шишимора - в славянской мифологии - злой дух EmptyВс 14 Апр 2024, 11:56 автор Анаэлька

» Расклад Я таролог - 2
Кикимора, шишимора - в славянской мифологии - злой дух EmptyВс 14 Апр 2024, 11:51 автор Анаэлька

» Расклад Я таролог
Кикимора, шишимора - в славянской мифологии - злой дух EmptyВс 14 Апр 2024, 11:46 автор Анаэлька

» Расклад Подарок
Кикимора, шишимора - в славянской мифологии - злой дух EmptyВс 14 Апр 2024, 11:30 автор Анаэлька

Гадание онлайн
Кикимора, шишимора - в славянской мифологии - злой дух Logo?45
Загрузить картинку

https://ru.imgbb.com/

Кикимора, шишимора - в славянской мифологии - злой дух

Перейти вниз

Сообщение автор Сергий Сб 26 Ноя 2016, 20:57

Кикимора, шишимора - в славянской мифологии - злой дух

Маленькая невидимая женщина (иногда считается женой домового). По ночам беспокоит маленьких детей, путает пряжу (сама любит прясть или плести кружева - звуки прядения
Поначалу у древних славян кикимора была  ночным божеством сонных мечтаний. Позднее кикиморами стали называть некрещеных или проклятых во младенчестве матерями дочерей, которых уносят черти а колдуны сажают к кому-нибудь в дом.Кикимора путает пряжу и ворует маленьких детей. Кикиморы хотя и бывают невидимы, но с хозяевами репликами перебрасываются. Иногда кикимора  оборачивается серой кошкой. Любит похулиганить в доме, гремит посудой, бросает и бьет горшки и плошки, портит хлебы и пироги, кидается луковицами из подполья или из-за печки, стучит вьюшками, крышками от коробов.  Днем она сидит за печкой невидимкою, а ночью прядет иногда или проказничает. То вдруг загремит, затрещит на потолке; то  впотьмах подкатиться клубком к кому либо из семьи по ноги и собьет его как овсяный столп; то когда все   уснут, ходит по избе, урчит, ревет и сопит как медвежонок; то средь ночи запрыгает по полу синими   огоньками... Детей часто находили на рассвете спящими головой вниз, а ноги на подушке. Кикимору можно   вывести из избы.
Кикимора в доме предвещают беду); враждебна мужчинам. Может вредить домашним животным, в частности курам. Основными атрибутами (связь с пряжей, сырыми местами - подызбицами, темнотой) ККикиморасхожа с мокушей, злым духом, продолжающим образ славянской богини Мокоши. Название «Кикимора» - сложное слово, вторая часть которого - древнее имя женского персонажа мары, моры.
Вот маленький заговор: от Кикиморы
Ровно в полдень запрячь дровни, да не смотреть что дето. Дровни подвести к  сеням, расстелить на них шубу   мехом вверх. Взять старую метлу и мести ею избу, на потолке, под крышей и приговаривать до 3-х раз: "Честен дом, святые углы!Отметайтеся вы от летающего, от плавающего, от ходящего, от ползущего, от всякого врага, во дни и в ночи, во всякий час, во всякое время, на бесконечные лета, от ныне и до века. Вон, окаянный!"
Трижды перебросить горсть земли через плечо у сеней к дровням, да трижды плюнуть; после этого свезти   дровни, и шубу в лес.
Вот еще один способ избавиться от кикиморы. В доме надо найти куколку и сжечь ее на костре и тогда все проказы прекратятся и кикимора уйдет.
«Спи, девушка, мать за тебя вычтет, а кикимора спрядет!»; «От кикиморы не дождешься рубахи» [Даль, 1881].
Образ кикиморы в поверьях – один из самых многоплановых и «неуловимых». Как и многие другие духи дома и крестьянского подворья, кикимора редко показывается людям. Оставаясь невидимой, она дает знать о себе шумом, различными проделками.
Кикимору обычно представляют существом небольшого роста – крохотной старушкой (Яросл.) или маленькой женщиной: «В каждой избе хозяйка есть – кикимора. Вышла из подполья, маленького роста, с причетами» (Волог.); кикимора так мала, что не появляется на улице из боязни быть унесенной ветром (Волог.)
Кикимора может иметь облик обычной женщины (Волог., Олон., В. Сиб.); нагой девушки с длинной косой (В. Сиб.); быть очень уродливой, неряшливой (Волог.). Соответственно она представляется и одетой в рвань, лохмотья, и в женскую крестьянскую одежду; и с распущенными волосами, и с бабьим повойником на голове: «Повадилась кикимора у мужика ездить по ночам на кобыле и бывало загоняет ее до того, что оставит в яслях всю в мыле. Изловчился хозяин устеречь ее рано утром на лошади.
Сидит небольшая бабенка, в шамшуре [головном уборе – волоснике], и ездит вокруг яслей. Я ее по голове-то плетью, соскочила и кричит во все горло: «Не ушиб, не ушиб, только шамшурку сшиб!»« (Волог.).
Кикимора может обитать в хлеву, во дворе, в курятнике, в кормовом сарае, на чердаке (Новг., Волог., Олон.), в пустых постройках (Сев., Перм., Том.), в бане (Костр.), в кабаке (Самар.). Чаще всего она появляется в доме (выходит из подполья); помещается за печью, на печи или в голбце.
В некоторых районах России были уверены, что кикиморы существуют только в Святки (Новг., Волог.) или «одну ночь против Рождества» (перед Рождеством) (Новг.); «кикимора – дух, имеющий вид девушки в белой рубахе... живет до Святок в гумнах, а после Святок уходит», видят ее редко (Сев.). На Вологодчине считали, что кикиморы во время Святок рожают: их дети называются шуликуны, они вылетают через трубу на улицу и живут там до Крещения (19 января).
Однако более распространено представление о постоянном пребывании кикиморы в доме. Обычно невидимая, она обнаруживает свое присутствие в основном ночью: поселившись в пустом доме, она бросает во входящих камнями из развороченной печи (Том.); в жилых избах кикимора растворяет двери и перебегает из комнаты в комнату; тревожит скотину (Перм.); топает, стучит, гремит посудой, бьет ее, кидается из подполья луковицами, проказит с печной вьюшкой, мешает спать детям, щиплет перья у кур (Яросл., Новг., Олон., Волог.). Кикимора мучит по ночам животных, стрижет на Святках овец (Новг.); гладит скот, ухаживает за ним, но, рассердившись, стрижет овец, выстригает шерсть у скота, волосы хозяев (Олон., Волог.). «Метящая» таким образом скот кикимора напоминает мокушу северных поверий, покровительствующую, по мнению ряда исследователей, овцеводству, прядению, «бабьему хозяйству».
В некоторых районах России кикимору представляют помогающей по хозяйству, но чаще всего ее проделки вредны; они не только доставляют мелкие неприятности, но могут буквально изгнать хозяев из дома: «В Сарапульском уезде Вятской губернии во вновь построенном доме оказалась «кикимора»: никого не видно, а человеческий голос стонет; как ни сядут за стол, сейчас же кто-то и скажет: «Убирайся-ка ты из-за стола-то!», а не послушают – начнет швырять с печи шубами или с полатей подушками; так и выжила кикимора хозяев из дому» [Зеленин, 1916].
Кикимора ночью невидимо прядет в избе (Новг.); в голбце (Яросл.). Перед бедой она плетет кружева в подполье и дает знать об этом громким стуком коклюшек (Волог.). Иногда она может «упрясть за хозяйку», но обычно мусолит, путает, рвет и жжет пряжу, которую оставили без благословения (Олон., Волог.).
Все это проделки незримой кикиморы. Видеть ее нежелательно, показывается она к несчастью (Яросл., Волог.), к переменам в доме. Одно из наиболее традиционных занятий кикиморы, за которым ее можно увидеть, – прядение. Она прядет, предвещая изменения в судьбах обитателей дома; может появиться из голбца и сесть на пороге возле двери (Волог.) или прясть, сидя на лавке. Если кикимора прядет на передней лавке, то это к смерти кого-либо из домочадцев [Максимов, 1903].
Доможириха, схожая с кикиморой, «сидит у кросон перед прибытком»: «Вот я раз ночью выйтить хотела, встала, смотрю, месяц светит, а на лавки у окоска доможириха сидит и все прядет, так и слышно нитка идет: «дзи» да «дзи», и меня видала, да не ушла. А я сробела, поклонилась ей да и говорю: «Спаси Бог, матушка!»
А потом вспомнила, как меня мать учила относ делать. Взяла щанечку да около ей и положила. А она ницего – все прядет. А собою как баба, и в повойнике. Только смотреть все-таки страх берет. А она ницего – все прядет. И много у нас тот год шерсти было...» (Арх.).
По некоторым поверьям, кикимора прядет не совсем обычным способом: она подпрыгивает (Яросл.) или сучит нитки «наоборот» (Костр.). Подобное прядение (не только в поверьях о кикиморе) может иметь особый, колдовской смысл. В частности, «наотмашь», наоборот, «от себя» невеста накануне свадьбы сучила, пряла суровую нитку – оберег от колдунов (Сарат.). Изготовленные в праздники «оборотные» нитки играли важную роль в домашнем обиходе, обрядности. Так, в Великий четверг бабы сучили нитки «нао-боко» и перевязывали ими затем в случае болезней руки и ноги (Сиб.); при опахивании от повальных болезней из этих ниток делали вожжи (Влад.); в Великий четверг пряли левой рукой несколько нитей и привязывали к березе – на каждого члена семьи по нити: у кого пропадет нить, тот умрет (Новг.). Такая нить определенно соответствует «нити судьбы» человека.
Само прядение, особенно в большие годовые праздники, могло влиять на здоровье людей, животных, на благосостояние дома: «Прядение шерсти с произнесением заговоров» служит «для чарования скота и всего дома», ср.: «Как это веретено крутится, пусть скот и овцы выкручиваются из дома моего господина, чтоб стал пустой» [Запольский, 1890].
Запреты для людей прясть и ткать по большим праздникам указывают на сакральный смысл этих занятий, ибо в «поворотные», «переходные» моменты (полночь, Рождество, Святки) мир может быть правильно (или неправильно) «свит, сплетен, сшит или спряден, соткан».
Кикимора, в отличие от людей, иногда прядет только в Святки, в те двенадцать дней января, которые определяют ход всего будущего года. Очевидно, прядение кикиморы (когда она не вредит хозяйству) – это прядение «нитей судьбы» дома и его обитателей. Она персонифицирует судьбу, рок. Действиями кикиморы-судьбы, не только прядущей, объясняли и болезни скота и различные заболевания кур, а также несчастья, неполадки в доме и хозяйстве, причины которых непонятны.
Кикимора именуется иногда «женой домового», но она, скорее всего, вполне самостоятельный мифологический персонаж.[/justify]
«Своенравная, как судьба», кикимора не столько помогает, сколько вредит. Так, например, хотя на Вологодчине камень с отверстием («куриный бог») и называли кикиморой одноглазым, подвешивали его в курятнике именно для охраны птиц от кикиморы.
Кикимора не только персонифицированная судьба. В ее облике прослеживаются и черты покойника, проклятого, отсуленного нечистой силе: «Кикиморы – суть женщины, унесенные в младенчестве чертями и посаженные на несколько лет колдунами кому-нибудь в дом», – отмечал в конце XVIII в. М. Д. Чулков [Чулков, 1786]. В середине XIX в. И. Сахаров писал, что кикимора – проклятая (или родившаяся от девушки и огненного змея) девушка; она быстро бегает, далеко видит, не стареет, все знает [Сахаров, 1849Х В.Даль также считал, что кикиморы – «девки-невидимки», но ими могут быть и умершие некрещеными дети [Даль, 1880]. Представления о кикиморе – неотпетом покойнике или проклятом человеке – прослеживаются в поверьях Вятской губернии, Поволжья.
По некоторым представлениям, кикимору могли напустить колдуны, а также насадить обиженные хозяином при расчете плотники, печники, подложив в каком-либо месте дома (в пазах между бревен, под печью и т.п.) «куклу-кикимору» или просто обрубок, щепку (но с наговорами).
«Дом был у одних тут, все девка в доме ходила. Все помогала. Оне уйдут, она чугунки просты возьмет и в печку затолкат. А то и молоть помогала <... > А ходила нага. И все делала. А спала раньше на полатях. И вот хозяйка пробудилась, рукой повела и ее учухала. А у ней, у девки, коса така длинна! Вреда-то не делает им, но опасно! И давай дом разбирать. И вот нашли куклу в матке... Дом перетащили, после этого ничего не стало» (В. Сиб.). В сходном сюжете кикиморы Акулька и Дунька, «насаженные» старичком странником, всячески вредят и в конце концов выгоняют хозяев из дома. Из-за «насаженной куклы-кикиморы» в избе «маячит» – чудятся то поросенок, то заяц, то собака и даже бык; раздается свист, плач ребенка; слышатся песни и танцы (В. Сиб.).
Кикимора, особенно смешиваемая с Марой (духом в доме, привидением), иногда предстает и своеобразным призраком, «ночным божеством сонных мечтаний» [Чулков, 1786].
Многозначность образа кикиморы отражена в самом ее имени, двусложном (кики-мора) и трактуемом различно. Первая его часть, возможно, возникла из звукоподражания, ставшего названием и птичьих криков, и самих птиц, а также причитания, плача: «кикать», «кикнуть» означает «кричать» (о птицах), «плакать, причитать» (о людях); «кикарика» – это и крик петуха, и сам петух; кроме того, «кика», «кики-болка» – «женский головной убор», в ряде губерний России напоминающий своей формой птицу.
Вторая часть названия – «мора», «мара» – может быть и наименованием самостоятельного мифологического персонажа (Мара – дух в доме, привидение, домовой) (см. МАРА).
Таким образом, в двусложном имени кикиморы отразились представления о ней как о существе, связанном с птицами (о курином боге? о куриной смерти?), и, возможно, о существе плачущем, причитающем перед бедой, а также о привидении, ночном кошмаре, персонифицированной судьбе, смерти.
Многозначность и некоторая расплывчатость представлений о кикиморе обнаруживается и в том, что кикиморой (шишиморой) может называться и лешачиха, лесовая русалка (Волог., Лен., Сиб.), и «водяная хозяйка» (Вятск.), и дух, сходный с полудницей, охраняющей поля с огромной сковородой (Волог,), и антропоморфная фигура, сжигаемая на масленицу (Яросл.), и лихорадка (Яросл.), и женщина-кликуша (Вятск.), и дух, вызывающий кликушество (Перм.),
Кикимора-судьба – существо достаточно непредсказуемое, поэтому в поверьях отмечено мало способов задобрить ее или вступить с нею в договорные отношения. Если кикимора начинала греметь посудой или бить ее, крынки перемывали водой, настоянной на папоротнике (считая, что кикимора после этого оставит посуду в покое). От проказ кикиморы помогали подвешенные в курятнике камень «куриный бог», горлышко разбитого кувшина, старый лапоть, кусочек кумача. Оберегая от кикиморы скот, в хлеву (под ясли) клали «свинобойную» палку. В доме, остерегаясь кикиморы, засовывали под печной шесток верблюжью шерсть с ладаном, не оставляли неблагословленными пряжу, веретена, прялки, коклюшки.
«Напущенную», «насаженную» кикимору-куклу отыскивали и изгоняли с помощью колдунов, стараясь задобрить «насадивших» ее мастеров.
Изгнать кикимору можно было и окропив дом святой водой, и с помощью заговоров. В некоторых губерниях России кикимору «для профилактики» выпроваживали из дома 17 марта, в день Герасима Грачевника. Изгнание кикиморы сопровождалось приговорами типа: «Ах, ты гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее, не то задерут тебя калеными прутьями, сожгут огнем-полымем и черной смолой зальют» (Ю. Сиб.).
По поверьям ряда районов России, кикимора, как и домовой, боялась медведя и убегала от него: «В одной избе ходила кикимора по полу целые ночи и сильно стучала ногами. Но и того ей мало: стала греметь посудой, звонить чашками, бить горшки и плошки. Избу из-за этого бросили, и стояло то жилье впусте, пока не пришли сергачи с плясуном-медведем. Они поселились в этой пустой избе, и кикимора, сдуру, не зная, с кем связываться, набросилась на медведя. Медведь помял ее так, что она заревела и покинула избу. Тогда перебрались в нее и хозяева, потому там совсем перестало «манить» (пугать). Через месяц подошла к дому какая-то женщина и! спрашивает у ребят:
– Ушла ли от вас кошка?
– Кошка жива да котят принесла, – отвечали ребята.
Кикимора повернулась и пошла обратно и сказала на ходу: «Теперь совсем беда: зла была кошка, когда она одна жила, а с котятами до нее и не доступишься». [Максимов, 1903].
В поверьях XIX в. и особенно XX в. образ кикиморы часто обезличен: кикиморами могут именоваться самые разнообразные опасные, неприятные и нелюдимые существа.
avatar
Сергий
 
 

Сообщения : 10814
Нравится : 1
Дата регистрации : 2016-08-17

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения