Последние темы
Курсы Ядвиги
Школа Славянской Магии Десный Путь
Школа Славянской Магии Шуйного Пути
Школа Ритуальной Магии
Школа Белой Магии
Курс Энвольтирование
Курс Магия Рода
Курс Проживание Рез
Курс Отливка Воском
Курс Ленорман
Курс Кощуны Правду Глаголящие
Курс Оракул Дыхание Ночи
Курс обучения Таро
Курс Таро Теней
Курс Маятник
Загрузить картинку
https://ru.imgbb.com/
Авторская Мастерская Магическая Защита на Золотое Кольцо
Диагностика по фотографии
Магические Ключи - усилитель Ваших воздействий
Бесплатная Школа Рунной Магии
Ритуал на Работу и Деньги
МАГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
Обряды, которые Вы можете приобрести для самостоятельного проведения
Если Вам не хватает денег на обучение в наших школах, то напишите МАСТЕРу и он пришлёт Вам методику привлечения денег
История мандалы
Страница 1 из 1 • Поделиться
Некоторые связывают ее происхождение с планировкой архаических мегалитических сооружений культового предназначения (как знаменитый Стонхендж в Англии), другие соотносят с параллельными символами мироздания (как китайские бронзовые зеркала Ханьского периода), третьи - с шаманскими бубнами и нарисованными на них картами мира.
Исторические истоки мандалы связаны с ведийским ритуалом яджни и, в еще большей мере, с неведийским ритуалом пуджи, где мандала становится основным способом организации сакрального пространства. Четыре стороны света, составляющие круг «мандалической географии», были снабжены хранителями мира (локапалами): восток - Индрой, запад - Варуной, юг - Ямой, север - Куберой.
Из раннеиндуистской культуры мандала была заимствована буддизмом, который оказал обратное влияние на ее использование в классическом индуизме; по мере распространения неклассического буддизма за пределами Индии она стала достоянием Тибета, Центральной Азии, Монголии, Китая, Японии, Юга-Восточной Азии. Согласно менее признанной точке зрения, мандала возникла в Тибете и затем была перенесена в Индию.
Считается, что первоначальная конфигурация мандалы была прямоугольной. Хотя земля ведийскими индийцами мыслилась круглой, кардинальные точки ее соединения с небом (восхода и захода солнца) позволяли мыслить ее как фигуру с четырьмя углами. В связи с этим представлением об «упорядоченной» земле возникли и две основные диаграммы мандалы.
Первая, более древняя, называлась мандука и возникла из почитания восьми пространственных направлений, представляя собой квадрат, разделенный на малые квадраты-пады (по восемь с каждой стороны), что дает в целом 64 квадрата. Восемь пространственных направлений соответствовали движению солнца, а 32 божества, располагавшиеся во внешних квадратах мандалы,- 32 накшатрам, или лунным домам (созвездиям, через которые проходит луна в своем ежемесячном курсе).
На основе мандуки выявлялась благоприятная ориентация жилого дома, и она же совпадала с планом алтаря Агни. Как принцип планировки здания стала применяться к середине 1 тыс. до н.э. Другая модель, парамашаика-мандала, представляла собой квадрат, состоявший из 81 пады.
Буддизм приписывает изготовление первой мандалы Падмасамбхаве (VIII в.), основателю ваджраяны, который, нуждаясь в помощи божества, сооружал мандалу и вставал на семидневную молитву, после чего божество спускалось в центр мандалы, осуществляя его желание. На деле указания на нормативную символику мандалы встречаются в буддийской традиции значительно раньше.
Уже в «Саддхармапундарика-сутре», датируемой в настоящее время в целом не позднее III в., дается указание на мандалу как на сакральное пространство буддийского пантеона неземных будд (дхьяни-будды), располагаемое на основных и промежуточных сторонах света: будда Акшобхья (с его страной Абхирати) размещается на востоке («восточный рай»), а будда Амитабха (со страной Сукхавати) - на западе («западный рай»); эта их локализация будет иметь фиксированный характер и в дальнейших ориентированных по компасу мандалах.
В отличие от Индии, в Тибете мандалы были ориентированы не на восток, а на запад, но основная схема расположения будд на мандале сохраняется неизменной: помимо Амитабхи и Акшобхьи, занимающих, соответственно, запад и восток, Амогхасиддхи помещается на севере, Рантасамбхава - на юге, а середину круга занимает Вайрочана. Сама по себе эта «географическая схема» еще не является медитативным путеводителем в страну «освобождения», хотя содержит для этого необходимые предпосылки.
Тибетская Ваджрадхату-мандала, пришедшая из Индии, вероятно, около VIII в. и основывавшаяся на тексте «Таттвасанграха», состоит из трех концентрических кругов, окружающих круглый «двор». В середине «двора» располагается квадратный «дворец» (прасада), в который можно войти через четверо ворот и который расчерчен по диагонали на четыре разные по символическим цветам страны будд.
Внутри «дворца» помещается «главное святилище» (гарбха). Медитирующий перемещается извне внутрь. Побуждаемый вначале одним из четырех «земных будд» (какой ему больше нравится), располагаемых по углам двора-квадрата, но транслирующих свою «проповедь» во внешний мир - на выбор предлагаются исторический основатель религии Шакьямуни, будда будущего Майтрея и будды прошлого Канакамуни и Кашьяпа, - медитирующий проходит очищение в первом из концентрических кругов (огненное кольцо), затем наставление в учении махаяны во втором (кольцо ваджры) и окончательно закрепляется в своем «новом рождении» в третьем (кольцо лотоса).
Попадая после этого благополучно во «двор», он должен решить, какому из четырех неземных будд он может посвятить свою веру (шраддха). Большинство предпочитают сострадательного Амитабху с его «западным раем», который символизируется красным цветом заходящего солнца («восточный рай» - белым, юг - желтым, север - зеленым).
Дальше путешественнику в страну «освобождения» надлежит пройти четырех хранителей мира, требующих у него отчета о его жизни (восходят к локапалам - «великим царям», известным еще в Палийском каноне): Вирупакша охраняет запад, Вайшравана - север, Дхритараштра - восток, Вирудхака - юг.
Если его входу в Сукхавати препятствует остаток неблагоприятной кармы, его с готовностью освобождает от этого бремени любвеобильный бодхисаттва Авалокитешвара. После этого Амитабха призывает нового искателя «освобождения» в свой западный рай, и тот, уже избавленный от остатков трех корневых аффектов - заблуждения, вожделения и неприязни, быстро «дозревает» до нирваны.
Тогда адепт сливается с Абсолютом, мыслимым как помещаемый в самом центре «святилища» будда Вайрочана. Последний нередко отождествляется с Адибуддой («начальный Будда»), который входит в литературу ваджраяны уже с VI-VII вв. и занимает центрообразующее место в схеме трех тел Будды.
Четверо неземных будд (дхьяни-будды) рассматриваются в таком случае как составляющие «тело наслаждения» Будды (самбхагакая), а Вайрочана-Адибудда - как «тело дхармы» (дхармакая). Одновременно в Тибете появляется и мандала Гарбхакошадхату, описанная в «Махавайрочана-сутре». Оба основных типа мандалы описываются в японской школе эзотерического буддизма Сингон-сю, созданной в IX в. Кукаем как «иконографические мандалы».
Символика мандалы занимает важное место и как наглядное пособие для подвижника самообожествления в архитектурных памятниках. Так, знаменитая яванская ступа Боробудур (IX в.) представляет собой мандалу в камне, иллюстрирующую путь восхождения адепта по ступеням бодхисаттвы в соответствии с руководством «Дашабхумика-сутры» и других махаянских текстов. Этот грандиозный монумент (диаметр - 123 м, высота - 42 м) можно трактовать как мандалу по вертикали, вершина которой функционально соответствует центру круга.
Восходящий по террасам этого «буддийского зиккурата» может мысленно проходить десять ступеней махаянских «совершенств» (парамиты), из которых шесть являются подготовительными, три - уже достаточными для достижения нирваны и передачи своей «заслуги» (пунья) другим существам, а последняя - когда практикующий восседает на облаке на лотосе, излучает свет миру и может осыпать его своими щедротами, став небесным буддой Майтреей,- символизируется центром этого мандалического сооружения.
Символика мандалы нашла непосредственное отражение в ряде важных мировоззренческих моделей северного буддизма. К их числу, наряду со многими другими, относятся круг времени (калачакра, давшая название наиболее эзотерическому направлению ваджраяны) и круг сансары (бхавачакра).
Индуизм осваивает возможности мандалы преимущественно в рамках всех трех направлений тантризма - вишнуитского, шиваитского и собственно шактистского. Самыми подробными инструкциями в связи с функционированием мандалы был снабжен ритуал вишнуитов-панчаратриков. Так, согласно Лакшми-тантре (Х в.), которая опирается частично на более раннюю «Джаякхья-самхиту», не имеет значения, почитается ли божество в идоле, в кувшине или в чем угодно; важно, что почитатель должен всегда «приводить в свое сознание» девять лотосов в центре квадратной мандалы, которая содержит в себе весь мир и является домом всех богов, охватывает все другие пространства и есть высшее прибежище.
Панчаратрики использовали также чакрабджа-мандалу (мандала с лотосовым кругом), в которой большой лотос заполняет весь квадрат. В Непале каркас тантрической мандалы образуется географической трактовкой сакральных отношений между богинями. Восемь из них выполняют назначение хранительниц четырех основных и четырех промежуточных сторон света; добавляемая к ним девятая (чаще всего Трипурасундари) образует центр конструкции, и все девять богинь, именуемых «девятью матерями», или «девятью Дургами», рассматриваются как манифестации единой Богини.
Поскольку искусство создания мандалы зародилось в незапамятные времена, сегодня невозможно доподлинно определить изобретателя или дату создания первой мандалы. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что история возникновения рисунков мандалы связана со строительством древних мегалитов. Также существует версия, что вдохновением для изображения мандалы послужили шаманские бубны и символы, которые на них наносили. Многообразие исторических трактовок и нюансы смысловых интерпретаций свидетельствуют о том, что мандала гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Исторические истоки мандалы связаны с ведийским ритуалом яджни и, в еще большей мере, с неведийским ритуалом пуджи, где мандала становится основным способом организации сакрального пространства. Четыре стороны света, составляющие круг «мандалической географии», были снабжены хранителями мира (локапалами): восток - Индрой, запад - Варуной, юг - Ямой, север - Куберой.
Из раннеиндуистской культуры мандала была заимствована буддизмом, который оказал обратное влияние на ее использование в классическом индуизме; по мере распространения неклассического буддизма за пределами Индии она стала достоянием Тибета, Центральной Азии, Монголии, Китая, Японии, Юга-Восточной Азии. Согласно менее признанной точке зрения, мандала возникла в Тибете и затем была перенесена в Индию.
Считается, что первоначальная конфигурация мандалы была прямоугольной. Хотя земля ведийскими индийцами мыслилась круглой, кардинальные точки ее соединения с небом (восхода и захода солнца) позволяли мыслить ее как фигуру с четырьмя углами. В связи с этим представлением об «упорядоченной» земле возникли и две основные диаграммы мандалы.
Первая, более древняя, называлась мандука и возникла из почитания восьми пространственных направлений, представляя собой квадрат, разделенный на малые квадраты-пады (по восемь с каждой стороны), что дает в целом 64 квадрата. Восемь пространственных направлений соответствовали движению солнца, а 32 божества, располагавшиеся во внешних квадратах мандалы,- 32 накшатрам, или лунным домам (созвездиям, через которые проходит луна в своем ежемесячном курсе).
На основе мандуки выявлялась благоприятная ориентация жилого дома, и она же совпадала с планом алтаря Агни. Как принцип планировки здания стала применяться к середине 1 тыс. до н.э. Другая модель, парамашаика-мандала, представляла собой квадрат, состоявший из 81 пады.
Буддизм приписывает изготовление первой мандалы Падмасамбхаве (VIII в.), основателю ваджраяны, который, нуждаясь в помощи божества, сооружал мандалу и вставал на семидневную молитву, после чего божество спускалось в центр мандалы, осуществляя его желание. На деле указания на нормативную символику мандалы встречаются в буддийской традиции значительно раньше.
Уже в «Саддхармапундарика-сутре», датируемой в настоящее время в целом не позднее III в., дается указание на мандалу как на сакральное пространство буддийского пантеона неземных будд (дхьяни-будды), располагаемое на основных и промежуточных сторонах света: будда Акшобхья (с его страной Абхирати) размещается на востоке («восточный рай»), а будда Амитабха (со страной Сукхавати) - на западе («западный рай»); эта их локализация будет иметь фиксированный характер и в дальнейших ориентированных по компасу мандалах.
В отличие от Индии, в Тибете мандалы были ориентированы не на восток, а на запад, но основная схема расположения будд на мандале сохраняется неизменной: помимо Амитабхи и Акшобхьи, занимающих, соответственно, запад и восток, Амогхасиддхи помещается на севере, Рантасамбхава - на юге, а середину круга занимает Вайрочана. Сама по себе эта «географическая схема» еще не является медитативным путеводителем в страну «освобождения», хотя содержит для этого необходимые предпосылки.
Тибетская Ваджрадхату-мандала, пришедшая из Индии, вероятно, около VIII в. и основывавшаяся на тексте «Таттвасанграха», состоит из трех концентрических кругов, окружающих круглый «двор». В середине «двора» располагается квадратный «дворец» (прасада), в который можно войти через четверо ворот и который расчерчен по диагонали на четыре разные по символическим цветам страны будд.
Внутри «дворца» помещается «главное святилище» (гарбха). Медитирующий перемещается извне внутрь. Побуждаемый вначале одним из четырех «земных будд» (какой ему больше нравится), располагаемых по углам двора-квадрата, но транслирующих свою «проповедь» во внешний мир - на выбор предлагаются исторический основатель религии Шакьямуни, будда будущего Майтрея и будды прошлого Канакамуни и Кашьяпа, - медитирующий проходит очищение в первом из концентрических кругов (огненное кольцо), затем наставление в учении махаяны во втором (кольцо ваджры) и окончательно закрепляется в своем «новом рождении» в третьем (кольцо лотоса).
Попадая после этого благополучно во «двор», он должен решить, какому из четырех неземных будд он может посвятить свою веру (шраддха). Большинство предпочитают сострадательного Амитабху с его «западным раем», который символизируется красным цветом заходящего солнца («восточный рай» - белым, юг - желтым, север - зеленым).
Дальше путешественнику в страну «освобождения» надлежит пройти четырех хранителей мира, требующих у него отчета о его жизни (восходят к локапалам - «великим царям», известным еще в Палийском каноне): Вирупакша охраняет запад, Вайшравана - север, Дхритараштра - восток, Вирудхака - юг.
Если его входу в Сукхавати препятствует остаток неблагоприятной кармы, его с готовностью освобождает от этого бремени любвеобильный бодхисаттва Авалокитешвара. После этого Амитабха призывает нового искателя «освобождения» в свой западный рай, и тот, уже избавленный от остатков трех корневых аффектов - заблуждения, вожделения и неприязни, быстро «дозревает» до нирваны.
Тогда адепт сливается с Абсолютом, мыслимым как помещаемый в самом центре «святилища» будда Вайрочана. Последний нередко отождествляется с Адибуддой («начальный Будда»), который входит в литературу ваджраяны уже с VI-VII вв. и занимает центрообразующее место в схеме трех тел Будды.
Четверо неземных будд (дхьяни-будды) рассматриваются в таком случае как составляющие «тело наслаждения» Будды (самбхагакая), а Вайрочана-Адибудда - как «тело дхармы» (дхармакая). Одновременно в Тибете появляется и мандала Гарбхакошадхату, описанная в «Махавайрочана-сутре». Оба основных типа мандалы описываются в японской школе эзотерического буддизма Сингон-сю, созданной в IX в. Кукаем как «иконографические мандалы».
Символика мандалы занимает важное место и как наглядное пособие для подвижника самообожествления в архитектурных памятниках. Так, знаменитая яванская ступа Боробудур (IX в.) представляет собой мандалу в камне, иллюстрирующую путь восхождения адепта по ступеням бодхисаттвы в соответствии с руководством «Дашабхумика-сутры» и других махаянских текстов. Этот грандиозный монумент (диаметр - 123 м, высота - 42 м) можно трактовать как мандалу по вертикали, вершина которой функционально соответствует центру круга.
Восходящий по террасам этого «буддийского зиккурата» может мысленно проходить десять ступеней махаянских «совершенств» (парамиты), из которых шесть являются подготовительными, три - уже достаточными для достижения нирваны и передачи своей «заслуги» (пунья) другим существам, а последняя - когда практикующий восседает на облаке на лотосе, излучает свет миру и может осыпать его своими щедротами, став небесным буддой Майтреей,- символизируется центром этого мандалического сооружения.
Символика мандалы нашла непосредственное отражение в ряде важных мировоззренческих моделей северного буддизма. К их числу, наряду со многими другими, относятся круг времени (калачакра, давшая название наиболее эзотерическому направлению ваджраяны) и круг сансары (бхавачакра).
Индуизм осваивает возможности мандалы преимущественно в рамках всех трех направлений тантризма - вишнуитского, шиваитского и собственно шактистского. Самыми подробными инструкциями в связи с функционированием мандалы был снабжен ритуал вишнуитов-панчаратриков. Так, согласно Лакшми-тантре (Х в.), которая опирается частично на более раннюю «Джаякхья-самхиту», не имеет значения, почитается ли божество в идоле, в кувшине или в чем угодно; важно, что почитатель должен всегда «приводить в свое сознание» девять лотосов в центре квадратной мандалы, которая содержит в себе весь мир и является домом всех богов, охватывает все другие пространства и есть высшее прибежище.
Панчаратрики использовали также чакрабджа-мандалу (мандала с лотосовым кругом), в которой большой лотос заполняет весь квадрат. В Непале каркас тантрической мандалы образуется географической трактовкой сакральных отношений между богинями. Восемь из них выполняют назначение хранительниц четырех основных и четырех промежуточных сторон света; добавляемая к ним девятая (чаще всего Трипурасундари) образует центр конструкции, и все девять богинь, именуемых «девятью матерями», или «девятью Дургами», рассматриваются как манифестации единой Богини.
Поскольку искусство создания мандалы зародилось в незапамятные времена, сегодня невозможно доподлинно определить изобретателя или дату создания первой мандалы. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что история возникновения рисунков мандалы связана со строительством древних мегалитов. Также существует версия, что вдохновением для изображения мандалы послужили шаманские бубны и символы, которые на них наносили. Многообразие исторических трактовок и нюансы смысловых интерпретаций свидетельствуют о том, что мандала гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд.
(c) para-norm
Proserpina-
- Сообщения : 381
Нравится : 0
Дата регистрации : 2016-10-17
Похожие темы
» Создание мандалы
» Мандалы в интерьере
» Лечебные мандалы
» Мандалы в арт-терапии
» Пять элементов (мандалы)
» Мандалы в интерьере
» Лечебные мандалы
» Мандалы в арт-терапии
» Пять элементов (мандалы)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Вчера в 21:38 автор Ядвига
» Женский талисман со «Звездой Лады» на Счастливую Женскую Долю
Сб 04 Май 2024, 11:07 автор Ядвига
» Талисман для привлечения внимания мужчин «Феромоны»
Сб 04 Май 2024, 10:53 автор Ядвига
» 1-го мая - День Богини Живы
Ср 01 Май 2024, 10:33 автор Ядвига
» Расклад Какой ты мастер?
Пт 19 Апр 2024, 17:18 автор Анаэлька
» Расклад Щит (диагностика защит)
Пт 19 Апр 2024, 17:12 автор Анаэлька
» Расклад Я и таро
Пт 19 Апр 2024, 17:07 автор Анаэлька
» Расклад Мой магический потенциал
Пт 19 Апр 2024, 17:03 автор Анаэлька
» Расклад Сейф
Пт 19 Апр 2024, 16:57 автор Анаэлька
» Расклад для практиков
Пт 19 Апр 2024, 16:45 автор Анаэлька
» Расклад Я таролог
Пт 19 Апр 2024, 16:40 автор Анаэлька
» Расклад Мой тотем
Пт 19 Апр 2024, 16:31 автор Анаэлька
» Магическая практика на Местах Силы
Чт 18 Апр 2024, 11:47 автор Ядвига
» Расклад Ведьмины дела
Ср 17 Апр 2024, 23:37 автор Анаэлька
» Расклад Ведьмины часы
Ср 17 Апр 2024, 23:29 автор Анаэлька
» Расклад Магический потенциал
Ср 17 Апр 2024, 23:13 автор Анаэлька
» Расклад Защита
Ср 17 Апр 2024, 23:05 автор Анаэлька
» Расклад Я - таролог (поиск себя в профессии)
Ср 17 Апр 2024, 23:00 автор Анаэлька
» Расклад Фиалковый Рассвет
Ср 17 Апр 2024, 22:30 автор Анаэлька
» Расклад Чакровый
Ср 17 Апр 2024, 22:25 автор Анаэлька
» Расклад Мои Таро-Демоны
Ср 17 Апр 2024, 22:19 автор Анаэлька
» Расклад Есть ли у Вас Дух - помощник?
Вт 16 Апр 2024, 16:14 автор Анаэлька
» Расклад Логик YS Интуит
Вт 16 Апр 2024, 16:01 автор Анаэлька
» Расклад Источник Силы
Вт 16 Апр 2024, 15:41 автор Анаэлька
» Кот и шапка с секретом
Вс 14 Апр 2024, 20:46 автор Ядвига
» Расклад Хочу купить жилье
Вс 14 Апр 2024, 11:56 автор Анаэлька
» Расклад Я таролог - 2
Вс 14 Апр 2024, 11:51 автор Анаэлька
» Расклад Я таролог
Вс 14 Апр 2024, 11:46 автор Анаэлька
» Расклад Подарок
Вс 14 Апр 2024, 11:30 автор Анаэлька
» Место Силы: Сотый (Саянский) Перевал. Граница Республик Хакасия и Тува
Пт 12 Апр 2024, 00:50 автор Ядвига