Последние темы
Курсы Ядвиги
Школа Славянской Магии Десный Путь
Школа Славянской Магии Шуйного Пути
Школа Ритуальной Магии
Школа Белой Магии
Курс Энвольтирование
Курс Магия Рода
Курс Проживание Рез
Курс Отливка Воском
Курс Ленорман
Курс Кощуны Правду Глаголящие
Курс Оракул Дыхание Ночи
Курс обучения Таро
Курс Таро Теней
Курс Маятник
Загрузить картинку
https://ru.imgbb.com/
Авторская Мастерская Магическая Защита на Золотое Кольцо
Диагностика по фотографии
Магические Ключи - усилитель Ваших воздействий
Бесплатная Школа Рунной Магии
Ритуал на Работу и Деньги
МАГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
Обряды, которые Вы можете приобрести для самостоятельного проведения
Если Вам не хватает денег на обучение в наших школах, то напишите МАСТЕРу и он пришлёт Вам методику привлечения денег
Утопленник - дань воде в народном представлении славян
Страница 1 из 1 • Поделиться
Утопленник - дань воде в народном представлении славян
Смерть в воде (на реке, в колодце и др.) - самый распространенный вид "не своей смерти", в первую очередь за счет несчастных случаев (ср. рус. "везет как утопленнику"), из-за чего к утопленникам относились в целом более мягко, чем к висельникам и другим самоубийцам, а иногда даже считали их праведниками. Верили, что души утопленников забирает черт или водяной, следы цепей которого "видны" на ногах утопленника; он превращается в русалку, водяного (это наиболее характерно для западных славян), особенно если это первый утопленник в водоеме, в ходячего покойника, служащего водяному, который заставляет его, в частности, возить на себе воду (эти представления чаще отмечаются у восточных славян).
Считали, что утопленник - дань реке, воде, водным демонам, предназначены им: "Вода должна свое взять". В вологодском предании реке Шулме приписывались слова: "Буду дань брать с людей по человеку в год". Говорили, что человеческая дань берется при строительстве мельниц ("Со всякой новой мельницы водяной подать возьмет <т.е. утопленника>"), при ледоходе (в половодье) и ледоставе ("Когда Суда просыпается и засыпает, без головы не обходится", "Полая вода покойников любит"), при этом реки, не получившие весной утопленника, могли затопить деревню (ср.-урал.).
Водоемы, где часто тонули люди, считались проклятыми (с.-рус. "проклёнутая река"). По поверьям, утопленники возвращаются к месту гибели, стонут, зовут за собой. Омутам, водоворотам, речным перекатам нередко давали названия по именам утопленников, служившие предостережением живым: омут Жохова Могила - "Там Жох утопился, там похоронили. Говорили, Жох на это место являлся, за собой звал. Боялись этого места". С утопленниками связывались некоторые виды водных животных: считалось, что налимы питаются ими - и потому являются нечистой рыбой (с.-рус.); кулики созывают утопленников своим криком (пол.); душа утопленника в виде утки плавает на месте утопления (бел.).
Наиболее известным способом поиска утопшего было пускание по воде дежи с хлебом (как правило, освященным), иконой или свечой, берестяной корзины, березового полена: "На, река-матушка, березовое полено, а отдай наше тело" и др. На месте, где лежит тело, эти предметы останавливались, тонули или крутились. Иногда при поисках утопленника в воду бросали нечетное количество монет, трижды говоря при этом: "Царь и царица, слуги и прислужники, вся морская сила, отпустите (имярек), не держите, я вам выкуп дам". На местонахождение утопленника могли указывать водоворот, пена или зеленые водоросли (пол.); считалось, что к утопленнику может привести щука (архангел.).
Как других "нечистых" покойников, утопленников не вносили в церковь для отпевания, а ставили гроб на паперти (костром., твер.). Погребение утопленника обычно проходило за пределами кладбища: за оградой, на перекрестках дорог (о.-слав.), во дворе, под сараем, под хлевом (полес.). Запрет хоронить утонувших на кладбище объясняют, в частности, тем, что у этих покойников душа не могла правильным путем (т.е. через рот) покинуть тело (болг. пловдив.). Иногда утонувших в результате несчастного случая все же хоронили в углу кладбища (с.-рус., полес., болг.). Имеются свидетельства о том, что с похорон утопленника начинали новое кладбище, считая их праведниками (брест.). В то же время верили, что "земля не принимает" утопленников, поэтому восточные славяне опасались закапывать их в землю или же зарывали его около тех мест, где нашли тело, "бо ему сподобалася вода".
Есть знаки, которые, по поверьям, предвещают утопленника: полыньи на реке (их столько, сколько будет утопленников); утонет кто-то из дома, напротив которого образовалась полынья, - с.-рус); льдины на берегах после половодья, которые река "не забрала с собой" (костром.); особый цвет воды в реке ("Если вода-то иногда голубая или темно-красная, дак тоже не хвалили: будет много утопленников" - архангел.). Чехи считали, что вскоре утонет тот, на чьем теле появились синие пятна. В представлениях всех славян особо опасны встречи с водяным и русалкой, которые уводили за собой в воду. Говорили, что утонет человек того же возраста и пола, что и эти персонажи, появившиеся среди людей (рус., пол., чеш.). Сербы верили, что водяной ночью трижды зовет того, кого хочет утопить; если человек отзовется, то он укажет дату утопления. Были сны "к утопленнику": тащат перевернутую вверх дном лодку; наливают в стакан воды через край; промывают мясо и др. Если при гадании девушек, пускавших венки по воде на Ивана Купалу, чей-нибудь венок утонул, то это предвещало его хозяйке гибель в воде (рус., чеш.).
Чтобы не утонуть самому и избежать утопленника в семье или деревне, следовало соблюдать предписания и запреты. Предписывалось заходить воду, надев крест и перекрестившись (о.-слав.), получив благословение родителей, символически начертив крест на воде (чеш.) или на лбу большим пальцем ноги (пол. силез.); бросить в воду рубль или пятьдесят копеек, сказав: "Вода, возьми рубль у меня, спаси жизнь у меня"; повязать на шею или руку ребенку красную ленточку (чеш.); запастись ореховым прутом, срезанным в Страстную пятницу (чеш.) и др. Запрещались некоторые действия, связанные с водой: нельзя заглядывать в колодец (в.-слав.), мыть, стирать и полоскать в Преполовение Пятидесятницы и в Семик ("Мыть ничова нельзя - заливцы получаюца" - смолен.), шить и стирать на Троицкой неделе тем, у кого в семьях есть утопленник (укр.), стирать беременной женщине (а уже родившая не должна стирать в воскресенье, иначе утонет ребенок, - гомел.) и др. Особое внимание уделялось временной регламентации действий, связанных с рекой: нельзя купаться, переходить реку вброд, переправляться через реку и т.п. в полдень или полночь (в.-слав., з.-слав.), в час ночи (пинеж.), на закате солнца (пол.) и после него (рус.), в воскресенье и праздники (пол.), а также в отдельные дни и сезоны.
В верованиях славян утопленники, как и другие "заложные" покойники, тесно связаны с атмосферными явлениями, особенно с осадками. Утопленники способны вызвать дождь, разносить тучи, в которых пребывают их души. Сербы обращались к утопленникам с призывами остановить или отвести градовые или грозовые тучи с помощью заклинаний, в которых упоминались их имена. Восточные славяне считали, что во время грибного дождя утопленники радуются, смеются, сушатся (с.-рус.), "покойники сухие в реке" (вят.), - и наоборот: "сквозь солнце дождь - будет удавленник или утопленник" (рус.). Особенно сильна связь между утопленниками и засухой, которая наступает, по поверьям, из-за самого факта утопления или из-за того, что утопленники, закопанные в землю, мучаясь сильной жаждой, "высасывают" влагу из земли. Отсюда такие способы магического вызывания дождя, как разрушение могилы утопленника, перезахоронение его за пределами кладбища, выбрасывание трупа в воду, вырывание креста и бросание его в воду, обращение к утопленнику с просьбой отдать воду, которую он забрал, поливание могилы (иногда крест-накрест) водой, которые распространены во многих славянских традициях.
Представления об утопленнике тесно связаны с вербальной магией. Повсеместно считалось, что человек может утонуть из-за проклятия. Спасти тонущего может обращение к нему с молитвой или окликание его; сам он может спастись, назвав имя матери (архангел.). Особая сила приписывалась имени утопленника. В ряде славянских традиций запрещалось называть детей именами утопленников (и рассказывать при них об утопленниках). Добиваясь магического воздействия утопленников на дела живых, к ним обращались по имени. Считалось, что в случае пожара надо трижды обежать дом, выкрикивая имена двенадцати утопленников (гомел.). Женщина, чтобы не приспать ребенка, "спомынае тры топлэныкы на мня, як звуцца".
(По материалам Е.Л. Березович и Ю.А. Кривощаповой)
Смерть в воде (на реке, в колодце и др.) - самый распространенный вид "не своей смерти", в первую очередь за счет несчастных случаев (ср. рус. "везет как утопленнику"), из-за чего к утопленникам относились в целом более мягко, чем к висельникам и другим самоубийцам, а иногда даже считали их праведниками. Верили, что души утопленников забирает черт или водяной, следы цепей которого "видны" на ногах утопленника; он превращается в русалку, водяного (это наиболее характерно для западных славян), особенно если это первый утопленник в водоеме, в ходячего покойника, служащего водяному, который заставляет его, в частности, возить на себе воду (эти представления чаще отмечаются у восточных славян).
Считали, что утопленник - дань реке, воде, водным демонам, предназначены им: "Вода должна свое взять". В вологодском предании реке Шулме приписывались слова: "Буду дань брать с людей по человеку в год". Говорили, что человеческая дань берется при строительстве мельниц ("Со всякой новой мельницы водяной подать возьмет <т.е. утопленника>"), при ледоходе (в половодье) и ледоставе ("Когда Суда просыпается и засыпает, без головы не обходится", "Полая вода покойников любит"), при этом реки, не получившие весной утопленника, могли затопить деревню (ср.-урал.).
Водоемы, где часто тонули люди, считались проклятыми (с.-рус. "проклёнутая река"). По поверьям, утопленники возвращаются к месту гибели, стонут, зовут за собой. Омутам, водоворотам, речным перекатам нередко давали названия по именам утопленников, служившие предостережением живым: омут Жохова Могила - "Там Жох утопился, там похоронили. Говорили, Жох на это место являлся, за собой звал. Боялись этого места". С утопленниками связывались некоторые виды водных животных: считалось, что налимы питаются ими - и потому являются нечистой рыбой (с.-рус.); кулики созывают утопленников своим криком (пол.); душа утопленника в виде утки плавает на месте утопления (бел.).
Наиболее известным способом поиска утопшего было пускание по воде дежи с хлебом (как правило, освященным), иконой или свечой, берестяной корзины, березового полена: "На, река-матушка, березовое полено, а отдай наше тело" и др. На месте, где лежит тело, эти предметы останавливались, тонули или крутились. Иногда при поисках утопленника в воду бросали нечетное количество монет, трижды говоря при этом: "Царь и царица, слуги и прислужники, вся морская сила, отпустите (имярек), не держите, я вам выкуп дам". На местонахождение утопленника могли указывать водоворот, пена или зеленые водоросли (пол.); считалось, что к утопленнику может привести щука (архангел.).
Как других "нечистых" покойников, утопленников не вносили в церковь для отпевания, а ставили гроб на паперти (костром., твер.). Погребение утопленника обычно проходило за пределами кладбища: за оградой, на перекрестках дорог (о.-слав.), во дворе, под сараем, под хлевом (полес.). Запрет хоронить утонувших на кладбище объясняют, в частности, тем, что у этих покойников душа не могла правильным путем (т.е. через рот) покинуть тело (болг. пловдив.). Иногда утонувших в результате несчастного случая все же хоронили в углу кладбища (с.-рус., полес., болг.). Имеются свидетельства о том, что с похорон утопленника начинали новое кладбище, считая их праведниками (брест.). В то же время верили, что "земля не принимает" утопленников, поэтому восточные славяне опасались закапывать их в землю или же зарывали его около тех мест, где нашли тело, "бо ему сподобалася вода".
Есть знаки, которые, по поверьям, предвещают утопленника: полыньи на реке (их столько, сколько будет утопленников); утонет кто-то из дома, напротив которого образовалась полынья, - с.-рус); льдины на берегах после половодья, которые река "не забрала с собой" (костром.); особый цвет воды в реке ("Если вода-то иногда голубая или темно-красная, дак тоже не хвалили: будет много утопленников" - архангел.). Чехи считали, что вскоре утонет тот, на чьем теле появились синие пятна. В представлениях всех славян особо опасны встречи с водяным и русалкой, которые уводили за собой в воду. Говорили, что утонет человек того же возраста и пола, что и эти персонажи, появившиеся среди людей (рус., пол., чеш.). Сербы верили, что водяной ночью трижды зовет того, кого хочет утопить; если человек отзовется, то он укажет дату утопления. Были сны "к утопленнику": тащат перевернутую вверх дном лодку; наливают в стакан воды через край; промывают мясо и др. Если при гадании девушек, пускавших венки по воде на Ивана Купалу, чей-нибудь венок утонул, то это предвещало его хозяйке гибель в воде (рус., чеш.).
Чтобы не утонуть самому и избежать утопленника в семье или деревне, следовало соблюдать предписания и запреты. Предписывалось заходить воду, надев крест и перекрестившись (о.-слав.), получив благословение родителей, символически начертив крест на воде (чеш.) или на лбу большим пальцем ноги (пол. силез.); бросить в воду рубль или пятьдесят копеек, сказав: "Вода, возьми рубль у меня, спаси жизнь у меня"; повязать на шею или руку ребенку красную ленточку (чеш.); запастись ореховым прутом, срезанным в Страстную пятницу (чеш.) и др. Запрещались некоторые действия, связанные с водой: нельзя заглядывать в колодец (в.-слав.), мыть, стирать и полоскать в Преполовение Пятидесятницы и в Семик ("Мыть ничова нельзя - заливцы получаюца" - смолен.), шить и стирать на Троицкой неделе тем, у кого в семьях есть утопленник (укр.), стирать беременной женщине (а уже родившая не должна стирать в воскресенье, иначе утонет ребенок, - гомел.) и др. Особое внимание уделялось временной регламентации действий, связанных с рекой: нельзя купаться, переходить реку вброд, переправляться через реку и т.п. в полдень или полночь (в.-слав., з.-слав.), в час ночи (пинеж.), на закате солнца (пол.) и после него (рус.), в воскресенье и праздники (пол.), а также в отдельные дни и сезоны.
В верованиях славян утопленники, как и другие "заложные" покойники, тесно связаны с атмосферными явлениями, особенно с осадками. Утопленники способны вызвать дождь, разносить тучи, в которых пребывают их души. Сербы обращались к утопленникам с призывами остановить или отвести градовые или грозовые тучи с помощью заклинаний, в которых упоминались их имена. Восточные славяне считали, что во время грибного дождя утопленники радуются, смеются, сушатся (с.-рус.), "покойники сухие в реке" (вят.), - и наоборот: "сквозь солнце дождь - будет удавленник или утопленник" (рус.). Особенно сильна связь между утопленниками и засухой, которая наступает, по поверьям, из-за самого факта утопления или из-за того, что утопленники, закопанные в землю, мучаясь сильной жаждой, "высасывают" влагу из земли. Отсюда такие способы магического вызывания дождя, как разрушение могилы утопленника, перезахоронение его за пределами кладбища, выбрасывание трупа в воду, вырывание креста и бросание его в воду, обращение к утопленнику с просьбой отдать воду, которую он забрал, поливание могилы (иногда крест-накрест) водой, которые распространены во многих славянских традициях.
Представления об утопленнике тесно связаны с вербальной магией. Повсеместно считалось, что человек может утонуть из-за проклятия. Спасти тонущего может обращение к нему с молитвой или окликание его; сам он может спастись, назвав имя матери (архангел.). Особая сила приписывалась имени утопленника. В ряде славянских традиций запрещалось называть детей именами утопленников (и рассказывать при них об утопленниках). Добиваясь магического воздействия утопленников на дела живых, к ним обращались по имени. Считалось, что в случае пожара надо трижды обежать дом, выкрикивая имена двенадцати утопленников (гомел.). Женщина, чтобы не приспать ребенка, "спомынае тры топлэныкы на мня, як звуцца".
(По материалам Е.Л. Березович и Ю.А. Кривощаповой)
_________________
МАТЕРИЯ - всего лишь производная Духа.
Сергий-
- Сообщения : 10814
Нравится : 1
Дата регистрации : 2016-08-17
Похожие темы
» Вода в народном целительстве
» Гадание на воде
» Порча на крещенской воде
» Пришло время гадать по воде
» Мольба о пробуждении космических сил в воде
» Гадание на воде
» Порча на крещенской воде
» Пришло время гадать по воде
» Мольба о пробуждении космических сил в воде
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Вс 24 Мар 2024, 10:03 автор Ядвига
» Расклад Прошлое, настоящее, будущее
Пн 18 Мар 2024, 19:23 автор Анаэлька
» Расклад 3 карты
Пн 18 Мар 2024, 19:15 автор Анаэлька
» Расклад На здоровье
Пн 18 Мар 2024, 18:59 автор Анаэлька
» Расклад Ситуация
Пн 18 Мар 2024, 18:52 автор Анаэлька
» Расклад 9 карт
Пн 18 Мар 2024, 18:46 автор Анаэлька
» Расклад На отношения с мужчиной
Пн 18 Мар 2024, 13:15 автор Анаэлька
» Расклад На отношения
Пн 18 Мар 2024, 12:24 автор Анаэлька
» Расклад Анализ одиночества
Вс 17 Мар 2024, 14:05 автор Анаэлька
» Расклад Былая любовь
Вс 17 Мар 2024, 13:51 автор Анаэлька
» Расклад На верность
Сб 16 Мар 2024, 21:20 автор Анаэлька
» Расклад Раненое сердце
Сб 16 Мар 2024, 21:14 автор Анаэлька
» Расклад О нем
Сб 16 Мар 2024, 21:08 автор Анаэлька
» Расклад Ты в его Вселенной
Сб 16 Мар 2024, 20:06 автор Анаэлька
» Расклад Ностальгия
Сб 16 Мар 2024, 19:59 автор Анаэлька
» Расклад Двое
Сб 16 Мар 2024, 19:42 автор Анаэлька
» Расклад Любовная подкова
Сб 16 Мар 2024, 16:46 автор Анаэлька
» Расклад Любовный треугольник
Сб 16 Мар 2024, 16:37 автор Анаэлька
» Расклад Планируемая покупка, на чем остановить выбор?
Чт 14 Мар 2024, 14:44 автор Анаэлька
» Расклад Находка
Чт 14 Мар 2024, 14:40 автор Анаэлька
» Расклад Гости
Чт 14 Мар 2024, 14:35 автор Анаэлька
» Расклад Важное приобретение или Купить - не купить
Чт 14 Мар 2024, 14:21 автор Анаэлька
» Расклад Гадалка
Чт 14 Мар 2024, 14:18 автор Анаэлька
» Расклад Мои клиенты
Чт 14 Мар 2024, 14:13 автор Анаэлька
» Расклад Из френды - в бренды
Чт 14 Мар 2024, 14:07 автор Анаэлька
» Расклад Почтовая голубка
Чт 14 Мар 2024, 14:03 автор Анаэлька
» ТРЕХкарточные расклады (более 40 раскладов)
Пн 11 Мар 2024, 21:48 автор Анаэлька
» Расклад Новолуние
Пн 11 Мар 2024, 20:51 автор Анаэлька
» Расклад Полнолуние
Пн 11 Мар 2024, 20:48 автор Анаэлька
» Расклад Форум и я
Пн 11 Мар 2024, 20:37 автор Анаэлька